Те, кто не укладывают нас спать

Я не являюсь поэтом, как «герои стадионов», и никогда не хотел нести послания слушателям
Борис Бардаш, ОЛЕ ЛУКОЙЕ

Учитывая традиции петербургского и уральского подхода к сочинению музыки, можно с уверенностью сказать, что творческая деятельность музыкального коллектива ОЛЕ ЛУКОЙЕ – одно из наиболее радикальных явлений для современной цивилизованной России со всеми ее культурными пережитками. В противовес монстрам русского рока с его стадионным пафосом, питерские музыканты ОЛЕ ЛУКОЙЕ поставили этно-трансовую атмосферу музыки, как единственно мудрый и доказанный древними способ глубже проникнуть в собственную сущность.

В 1989 году двое участников СЕЗОНА ДОЖДЕЙ, ввиду естественного творческого кризиса, занялись развитием собственного проекта, направленность которого сильно отличалась от существующих на тот момент догм в рок-музыке. Незаурядность музыкантов обозначилась сразу, а внятные очертания выбранного экспериментального направления проявились, когда в 1992 году к Борису Бардашу и Андрею Лавриненко присоединился некто Фрол, играющий на фаготе. Если первый альбом ОЛЕ ЛУКОЙЕ проскочил незамеченным для публики, то следующая запись «Тумзэ» открыла истинное лицо коллектива образованной публике. Одни их музыку сопоставляли с термином «психоделический этно-транс», другие упорно вели раскопки в искусно скрытых восточных мотивах. Все это в равной степени неправильно – невозможно дать музыке, использующей разные этнические корни с современными психоделическими решениями, единственное определение. «Мы просто пытаемся играть музыку, в которой присутствует то, что содержится в любом фольклоре. Иными словами, ту основу, которая на тебя всегда воздействует плюс отражает сознание современного человека из России» – поясняет Борис Бардаш.

Экспрессия у ОЛЕ ЛУКОЙЕ балансирует на грани с агрессией, но последний негатив – это скорее необходимый толчок в пропасть внутреннего мира. Сочетание многих народных инструментов (фагот, джамбы, дарбук, рубаб, жалейка, окарина, зеленая труба и другие), включая и человеческий голос (бессловесное пение Бардаша, а Фрол периодически воспроизводит «рёв карлика»), еще долго будет оставаться явлением феноменальным в отечественной независимой музыке. Возможно, это результат увлечений музыкантами ориенталистикой и, как следствие, путешествий по шаманским территориям России – Туве и Хакасии. Длительные по времени композиции с повторяющимися ритмами уводят нас далеко от мусора всестороннего быта. Это главная проблема для неподготовленного слушателя, коими, к сожалению, являются подавляющее большинство цивилизованной России. «Наши слушатели – это посетители клубов. Аудитория наиболее продвинутая. Широкий слой интеллигенции, не пошедшей в бизнес и не спившейся» – замечают музыканты. За более чем десять лет творческого пути, ОЛЕ ЛУКОЙЕ привнесли в развитие музыкальной культуры и ее прогрессии много больше, чем многочисленные массовые популярные рок-группы.

На текущий момент у ОЛЕ ЛУКОЙЕ в активе выступления не только перед петербургской и московской публикой, но и регулярные гастроли по Польше, Норвегии, Финляндии, Венгрии, Хорватии и Германии. Приходится выступать и на престижных международных фестивалях, например, летом 1999 года ОЛЕ ЛУКОЙЕ с успехом выступили в Германии на одном из лучших в Европе фестивале BURG-HERZBERG Open Air (20 000 зрителей). После чего по приглашению записали свой четвертый и последний на сегодняшний день альбом «Кристальный лом» на немецком лейбле «Klangbad». Приглашение участвовать в сборнике «Eno Tribute», – альбоме-посвящении с кавер- версиями на композиции известного новатора Брайана Ино, очередное подтверждение того, что ОЛЕ ЛУКОЙЕ хорошо знают западные слушатели и специалисты. Не будет удивительно если случится то, что раньше произошло с DEAD CAN DANCE, когда «заумных и слишком потусторонних» австралийцев не восприняли у себя на родине, вследствие чего, музыканты стали культовыми уже в Великобритании. Хотя, собственно, вопрос патриотизма не должен нас волновать, как слушателей.


Алексей БАЖИН
Зеленогорск.СПб: По случаю, 5 февраля 2002