В конце 1980-х, когда в нашей стране как грибы росли рок-группы, протестующие против «системы», в Питере, на осколках команды СЕЗОН ДОЖДЕЙ, появилась группа, противопоставившая стадионному пафосу советского рока атмосферу психоделического «этно-трансового погружения в сущность бытия».
С тех пор в группе менялись музыканты, инструменты, звучание... Но всегда оставалась неизменной концепция коллектива, носившего загадочное и таинственное название имя языческого бога сна и последнего упокоения ОЛЕ ЛУКОЙЕ.
В этом псковичи могли убедиться, придя на их концерт в субботу, 29 января в клуб TIR. Музыка ОЛЕ ЛУКОЙЕ это нечто совершенно уникальное и неповторимое. Ее нужно не слушать, а погружаться в нее медленно, шаг за шагом спускаясь в «подземелье» своего сознания. Каждая композиция полёт, беспрерывный и бескрайний (особенно, если учесть, что по времени она дольше стандартных раза в два-три), в одном завораживающем ритме, сквозь который пробивалась некая мелодия и угасала.
Видеоинсталляции за спиной музыкантов (подобранные Сергеем Радовским) создавали образы, давали краски, рисовали картины основных стихий вселенной: земля-вода-небо (космос). Иногда на экране появлялись люди шаманы, которые посредством магии танца и музыки пытались погрузиться в особое состояние для общения с духами...
«Рок-н-ролл славное язычество», вспомнились почему-то слова Саши Башлачева. Разумеется, в эстетике ОЛЕ ЛУКОЙЕ мало что есть от традиционного представления о рок-н-ролле. Зато предостаточно от язычества. Борис Бардаш (вокал, гитара, клавиши), певший чаще всего на своём, только ему известном языке, казалось, общался с космосом или творил заклинания. А сам тембр вокала постоянно напоминал горловое пение народов Севера.
Магия слова, магия музыки и образа уносили назад, в мир прошлого, в тот первозданный мир, ставший точкой отсчёта для всех культур и народностей. Видимо, именно поэтому группу ОЛЕ ЛУКОЙЕ и относят к этно-музыке музыке корней. Собственно, об этом и о многом другом мы беседуем с отцом-основателем и идейным вдохновителем коллектива Борисом Бардашом.
«...мы не пытаемся воспроизводить древность»
Почему СЕЗОН ДОЖДЕЙ закончился, а ОЛЕ ЛУКОЙЕ началось?
Мы же в процессе. Всё меняется. Меняемся мы, меняется восприятие нашей музыки. Это хорошо, потому что глупо было бы всё время играть ритм-н-блюз, как ROLLING STONES, и быть каким-нибудь отстойным очень маленьким кусочком какой-то закостенелости. Есть некий внутренний рост понимания, который иногда означает упрощение...
С чего вы вдруг начали играть именно такую музыку? Вы где-то слышали что-то подобное?
Были какие-то вдохновляющие примеры, которые сдвинули что-то в сознании и восприятии. Показали, как можно по-другому подходить к музыке, потому что мы, например, играли в таких сложных стилях как арт-рок, джаз-рок... А появились такие группы как DEAD CAN DANCE, в которых, во-первых, было очень сильное этническое начало, а, во вторых, это в каком то смысле минимализм, то есть, когда нет этого навала показа владения техникой инструментов. Нет напыщенной сложности. А главное нет такого пафоса.
Зато есть что-то более искреннее, сердечное и связанное с корнями народной музыки, которая, если в ее глубину идти, везде, на самом деле, очень похожа. Порой даже невозможно отличить, где русская, а где африканская музыка. В итоге всё это очень близко сходится...
Но мы не пытаемся воспроизводить древность, а пытаемся говорить с точки зрения современного языка, используя современные инструменты.
«...мы пытаемся быть вне рамок»
Что несет ваша музыка, что в ней заложено?
Мне трудно судить. Но, мне кажется, несет, во-первых, нечто, дающее людям некую степень свободы, в том числе и от штампов. Некоторые критики обвиняют нас в том, что мы с одной стороны попса, а с другой стороны скукота, неформат. А, на мой взгляд, мы пытаемся быть вне рамок каких-то определений стилей, дурацких форматов. Мы даём свободу выражения и музыкантам и слушателю (как у нас, так и за границей, ему это необычно).
Ещё есть энергия, которая заложена в музыке и, в общем-то, это позитивный посыл, хотя без пафоса и не такой прямой. Но он есть. И, кроме того, в том, что мы делаем, есть момент интернациональности, потому что мы играли во многих странах, и люди понимают эту музыку.
«...мы бы хотели исправить этот дисбаланс»
Это правда, что за границей вас понимают и принимают намного лучше, чем в России?
Получается так. Мы там чаще имеем опыт выступлений, но хотели бы исправить этот дисбаланс и больше играть в России. Сейчас мы замкнулись: Питер-Москва-Питер-Москва, поскольку у нас нет промоушена и трудно поехать играть в какие-то другие города.
Как вы считаете, то, что на Западе вас понимают больше, чем у нас, это не связано с сознанием? Может, сознание русского человека менее адаптировано к такой музыке...?
С одной стороны да, связано. А с другой у нас есть масс-медиа, которые навязывают очень узкий спектр музыки, и совершенно нет альтернативы. Видимо, это вообще связано с развитием нашего общества...
Там же существует некая инфраструктура условно независимой музыки independent. Есть журналы, клубы, сцены, фестивали и, соответственно, круг публики, которая больше развита, чем только для того, чтобы потреблять «жвачку MTV». А ОЛЕ ЛУКОЙЕ это музыка для людей, которые хотят не просто употреблять «fast-food», а что-то открывать для себя.
Некоторые критики, называют вас «монополистами российской психоделии». Вы с этим согласились бы?
В принципе, да, потому что, наверно, есть ещё такие группы, но где продукты их творчества? Они, возможно, сидят где-то в Сибири и ковыряют что-то на своих маленьких домашних студиях, но у них нет возможности реализоваться. Хотя у нас есть слой публики (он не массовый, но есть), которая хочет, что-то большее, чем эта вот «жвачка». Спрос есть. Ведь невозможно всё время слушать «Стена» PINK FLOYD и переться от этого. Люди хотят, слышать что-то новое и, более того, что-то свое, из России. Но нет возможности это донести.
А когда нет отдачи, выхлопа, всё это постепенно умирает. Поэтому, собственно, сейчас одна из задач для мыслящей части людей в России создать эту коммуникацию, и тогда мы сохраним культуру и нацию как страну, как какую-то креативность.
«Ну, что, я расширил сознание или нет?»
Как нужно слушать вашу музыку? Может, лучше дома в одиночестве? Под аромат тлеющих палочек?
Бывает, идешь по улице и вдруг через открытое окно какой-либо многоэтажки слышишь звуки, которые тебя трогают... А можно зажигать палочки, сесть в позу лотоса, поставить музыку, просидеть тупо полтора часа и подумать: «Ну, что, я расширил сознание или нет?». Всё идет изнутри. Если это трогает, то это работает. Если есть какая-то зацепка, если возникает искра. А если нет то что поделаешь?
Я рад, если несколько человек сегодня что-то для себя открыли, прониклись, если что-то будет для них чуть-чуть новенькое.
То есть это не зависит от обстановки...?
Все очень неформально и, может быть, случайно. А, может, не случайно. И всё идет так, как оно должно быть. А что-то навязать, как мы знаем, невозможно. Даже самые хорошие мысли, идеи.
Сергей СИДОРОВ
Газета «Псковкая губерния», № 4 (223) 02-08 февраля 2005