ПУТЬ С СЕРДЦЕМ

В середине 90-х диски загадочных ОЛЕ ЛУКОЙЕ, изданные в аккуратных картонных диджипаках, завораживали и притягивали как магнит. В эпоху бесноватого, крикливого русского рока ОЛЕ ЛУКОЙЕ играли неторопливую психоделическую музыку, с отчетливым этническим оттенком. Голос лидера коллектива Бориса БАРДАША – глубокий, гортанный - напоминал голос шамана... С тех пор многое изменилось. ОЛЕ ЛУКОЙЕ из клубного явления переросли в команду с мировым именем. Они гастролировали в Норвегии, Германии, Дании, Австрии, Хорватии, Словении, Швеции, Польше, Бельгии, Чехии и другим странам. И редко бывали дома. Их последние альбомы издавались на лейбле Klangbad, организованном легендарными FAUST. Но теперь ОЛЕ ЛУКОЙЕ вернулись в Россию – с новым составом, с новыми идеями и новым альбомом. Александр СТАРОСТИН побеседовал с Борисом БАРДАШЕМ о возвращении, загранице, новом альбоме и творчестве.

FUZZ: Деятельность ОЛЕ ЛУКОЙЕ у многих ассоциируется с гастролями по Европе и западными изданиями не всегда доходящими до России... Но сейчас группа, как кажется, стала более активной и на родине - с чем это связано?

Б: Да, это верно, еще года три назад я осознал, - в частности, побывав-выступив на фесте «Живая Вода» в Новосибирске и Алтае, что мы несправедливо мало внимания уделяем донесению нашей музыки до пытливого и чуткого родного слушателя и что это надо исправлять…

FUZZ Но эти бесконечные западные гастроли дали вам что-то?

Б: Конечно, мы немало поколесили по разным европейским странам (последний по времени стал весенний 12- концертный тур в Соединенное Королевство), достигли определенного уровня, и заняли какое-то место в "независимой" психоделической прослойке, приобрели много друзей, разнообразный опыт и побывали в разных волшебных и красивейших местах...

FUZZ Но почему вы остановились? Вы продолжите ездить в Европу?

Б: Обязательно, но будем более избирательно подходить к предложениям. Интересно Съездить в страну, в которой я раньше не бывал,- например, в Корею или Японию,- чем Ехать в пятый раз в знакомые места. Без попытки продаться мэжор лейблу и т.д. продвинуться в Европе дальше трудно, ведь мы играем не party-music, да и специально мы не бегаем, не ищем дядь. Дело еще в том, что наш проект не делает обычную музыкальную карьеру, это скорее некий во многом спонтанный и интуитивный процесс-эксперимент. Сейчас наша активность нужнее в России.

FUZZ И новый альбом вы пишите здесь?

Б: Да, мы записываем его в Питере на студии замечательного и удивительного Андрея Тропилло, а также издавать его будем в России, в отличии от 3-х наших предыдущих альбомов.

FUZZ А как получилось, что вы сначала писались, казалось бы в идеальных условиях на студии FAUST в Германии, а сейчас пишите альбом в России?

Б: Во-первых, в Германии у Йохана Ирмлера (FAUST), мы записали лишь «Кристальный Лом» в январе 2000 года. Это был хороший опыт, но суть в том, что это дорогостоящее дело и соответственно ограниченное жестко по времени…

FUZZ Ты доволен конечным результатом?

Б: Не очень. Записано все было очень качественно, но почти все сведение делал Йохан после нашего отъезда ,на свой, соответственно, вкус и разумение. Мы с ним сильно спорили, но...это западная модель : продюсер главнее.

FUZZ Какие сейчас у вас с ним отношения?

Б: Дружеские. Год назад мы играли на их первом фестивале.

FUZZ Кстати, будут ли переизданы в России ваши пластинки, выходившие на Klangbad?

Б: Альбом “Кристальный Лом” уже был переиздан в Питере на «Караваном» . У нас есть право и на российское издание «Ду-ду-ду» и «Конь-Тигр» и мы ищем приличного и врубленного издателя.

FUZZ Удивительно, но мне показалось, что «Кристальный Лом», со всеми студийными наворотами, звучит менее внушительно, чем последующий “Конь-Тигр”, записанный в домашней студии? Как это можно объяснить?

Б: Долгая, но увлекательная игра в бисер со сведением. После этой шести месячной работы на домашнем компьютере, я понял, что новый альбом нужно делать по -другому. Идея - живая многоканальная запись в студии (максимально приближенная к концерту), и затем микширование и колдовство дома - не торопясь и не нервничая. Оказалось, что новая судия Андрея Тропиллы идеально подходит для такой живой записи (в отличии, от новой студии Ирмлера). К тому же он легкий на дело человек (и не стяжатель). Есть еще момент : некая временная перекличка-аналогия с записью нашего первого альбома - «Запара». Кстати записывал опять-таки Ясин. Качество звука - отличное. Надеюсь, что к новому году результат будет доступен слушателям. Тьфу-тьфу-тьфу.

FUZZ Расскажи об альбоме. Что это будет?

Б: Альбом с рабочим названием "Куманейра”, записан в составе трио, как мы и играли последний год концерты и туры. Надеюсь, он отразит наше современное состояние.

FUZZ Я слышал, у вас серьезные изменения в составе.

Б: Изменения вообще неизбежны и естественны...и ОЛЕ ЛУКОЙЕ задумывался изначально как открытый, не зафиксированный (в смысле состава и палитры звуков) проект. Короче не рок-группа. И у нас играло в разных ипостасях и временах более 30 человек. Хочется, кстати, всем им выразить признательность и благодарность за сотрудничество и пожелать удачи в их пути..

FUZZ Эти изменения отражаются на музыке?

Б: Безусловно, каждый участник привносит свое и музыка меняется. Сейчас у нас трио на сцене : я, Владимир Коновалов - офигительный электроконтрабас и человек, а на перкуссии совсем недавно играет Сергей Зязин . Плюс в зале Сергей Радовский делает звук, шумы и живой видео-анимционный перформанс. И мне нравится как сейчас звучит музыка. Также повысилась мобильность и маневренность проекта.

FUZZ Как выглядит процесс создания новых композиций в вашей группе?

Б: Обычно у меня появляется некая "заготовка-эскиз" которую я предлагаю друзьям- коллегам, мы начинаем играть и потом она выливается в какую то форму. Но, сразу хочу добавить, что мне нравиться переосмысливать уже сделанные вещи, трансформировать их (в этом наше отличие от групп играющих "один в один" на концерте как на записи в течении 30 лет)

FUZZ Борис, я где-то читал, что ты увлекаешься археологией и этнографией... Ты наверное часто ездишь в какие-то такие поездки связанные с твоими интересами?

Б: Я был шесть сезонов в Хакасии и Туве - это прекрасный опыт жизни на чистой природе, встречи с реальными людьми, возможность взгляда в прошлое, которым там пропитано все, и определение своего места под солнцем.

FUZZ Я заметил, что в своих интервью и в творчестве ты стремишься избегать биографического момента , мало рассказываешь о себе. Это сознательная позиция?

Б: Мне кажется, в этом нет особой необходимости, - есть музыка и есть ваше восприятие ее. Для начала достаточно.

FUZZ И все же каков на твой взгляд путь современного мага в рамках индустриальной цивилизации?

Б: Путь мага - преодолеть рамки, индустриальной-ли, патриархальной цивилизации и свои, осознать нашу общую истинную светоносную природу, и, по возможности, помочь другим живым существам на этом пути.

FUZZ Ваша музыка сочетает в себе элементы, присущие различным этническим культурам, но одновременно звучит очень современно. Интересно, какая из культур тебе ближе?

Б: Моя особенность в том, что я ,скорее, вижу или ищу сходство в культурах, их переплетениях и развитии. А звучит современно то, что по настоящему трогает слушающего . И если И.С.Бах трогает меня,- значит он современен для меня.

FUZZ Ты слушаешь/любишь этническую музыку?

Б: Люблю, но без фанатизма. Я вообще слушаю меньше музыки, чем раньше. Из этнической люблю индийскую, считаю, что это одна из совершеннейших в мире. Еще балканскую-славянскую, индейцев Центральной и Северной Америки, финно-угорскую. Но мне сейчас ближе и интереснее не аутентичные дела, а замешанные с современностью как например - Талвин Сингх.

FUZZ Столько городов, столько стран - что из последнего тебе наиболее запомнилось - концерт, событие?

Б: За этот год - это, безусловно, поездка в UK. Это сказочная страна! Люди не похожи на остальных "континентальных" европейцев. Чем- то они (мне показалось) ближе нам - питерским русским. И ведь это родина всей той музыки (и людей ), которая вдохновляла нас и продолжает . Очень красивая страна. И древностью веет. Останавливаемся после концерта на ночлег и слышим от хозяина -так, между прочим: этому дому 500 лет. И такие штуки везде. И обалденные деревья, - понятно, что земля друидов. Еще, пожалуй, этим летом транс фестиваль «Space of Joy» на Черном море под Геленджиком, где мы играли. Хорошее место и очень позитивная комьюнити людей,- организаторов и публики. Непривычно такое у нас в стране, но есть же! И пусть растет и развивается. Мы будем поддерживать все подобные акции и проекты.

FUZZ Это ведь контраст наверное - прилетать в Россию после концерта в Англии и играть в клубе Молоко. Отличается ли аудитория?

Б: Да, нет. «Молоко» как раз напоминает европейские клубы. А в общем разница не слишком велика. Просто королевская полиция никого не парит. (Кстати, именно в Лондоне мы не были). Вот 6 ноября в питерском « Манхеттене» публика приятно порадовала своей теплотой , воодушевлением и единодушием. Спасибо вам!

FUZZ Ты назвал ОЛ проектом, не стремящимся делать карьеру. Но какой-то вектор движения ведь должен быть? Стремление не к карьере, так к чему?

Б: Помнишь – «путь с сердцем»? Для меня это то, что я пытаюсь делать, используя музыку и музыкальные средства. К тому же, мне нравятся путешествия, а это сопутствует делу. И вокруг меня те, кто со-настроен на такой же вектор и вибрацию. И мне кажется, что когда у нас получается что-то, то это полезно, приятно или необходимо кому то в этом мире. А это не так уж плохо или мало.

Автор: Александр СТАРОСТИН
журнал FUZZ №12 2005