FUZZ: Как получилось,
что в 1989 несколько участников СЕЗОНА ДОЖДЕЙ решили заняться сольным проектом?
БОРИС БАРДАШ: Случилось это по причине естественного кризиса,
который назревал давно. А поскольку Максим Пшеничный составлял нам в некотором
смысле антитезу, стараясь сохранить то, что было... Организовали новый
проект и... попали. На дворе был 1989 год, отношение к музыке резко изменилось.
FUZZ: Тем не менее,
было блистательное выступление на безликом VII фестивале Лен-Рок-Клуба,
удивившее многих: работа с приемником, элементы психоделии, местами работа
с шумами.Тогда, в кулуарах фестиваля, кто-то первым, показав на вас, произнес:
"неопсиходелия". Затекм, спустя полгода, вы предстаете в совершенно новом
качестве - новая программа была выдержана в ориенталистском ключе. Что
послужило отправной точкой для смены ориентиров?
БОРИС: Мне кажется, произошел прорыв в жизненном сознании. То,
что у СЕЗОНА ДОЖДЕЙ было умственной психоделией, после приобретения личного
опыта психоделических путешествий изменило и взгляды на музыку - это касается
и живых выступлений, и записи. Правда, музыкальных средств, как и материальных,
не всегда хватало. Не менее трудно было найти людей, способных участвовать
в новом начинании. Поэтому несколько лет все варилось в собственном соку
- люди приходили и уходили, всего около 20 человек. Оставались мы всегда
вдвоем - я и Андрей (Лавриненко - М.Ш.), пока
не появился Фрол со своим фаготом (улыбается).
Споявлением третьего слона в начале 1992 стало полегче, обстановка стабилизировалась,
и наш триумвират существует до сих пор. Периодически кто-то приходит и
уходит, но основные идеи созданы нами.
FUZZ: Как вы пришли
к ориенталистике?
БОРИС: Идея использования восточной музыки интересовала меня
давно. Она пробивала меня на ощущениях, а потом это стало проявляться все
чаще и чаще. Тем более, что восточная культура - противовес регламентированной,
рациональной западной.
FUZZ: Испытываешь
ли ты и твои коллеги влияние музыкантов Запада и Востока?
БОРИС: Думаю, что навязчивое давление авторитетов на меня, слава
Богу, законгчилось. Хотя до сих пор люблю KING CRIMSON последнего созыва,
DALIS CAR, Лори Андерсон. А после того, как появилась не почва под ногами,
а струя под крыльями, авторитеты меня больше не интересуют. Музыки слушаем
много, одним нравится более радикальная, другим - более акустическая. Особое
место у меня занимает всевозможная этническая музыка, в частности, тех
же индейцев Северной Америки, тувинская. Сейчас для себя я различаю в музыке
любой страны те корни, которые объединяют людей и которые способны пробить
любого.
FUZZ: Разговоры
относитеольно общих фольклорных корней человечества не умолкают на протяжении
двух последних десятилетий...
БОРИС: В принципе, все дело в том, что страна, в которой мы
находимся, пребывает в состоянии, когда культура разрушена. К сожалению,
мы не индусы, которые обладают непрерывной культурой. Для них странно было
бы играть рок-н-ролл.
FUZZ: Тем не менее,
мне доводилось выслушивать кассеты с музыкой индийских групп, игравших
треш, хардкор. Любопытно, что многие из них пели на хинди...
БОРИС: Понимаю, к чему ты клонишь. Суть в том, что мы не являемся
восточными людьми - ни по месту жительства, ни тем более по менталитету.
У нас совсем иная задача: благодаря тому, что Восток дает нам как учитель,
попытаться сделать нечто здесь в Петербурге, на Северо-Западе. Мне понравилось
определение нашей музыки, сделанное одним из слушателей в Германии - "фольклор
из ниоткуда". А мы просто пытаемся играть музыку, в которой присутствует
то, что содержится в любом фольклоре. Иными словами, ту основу, которая
на тебя всегда воздействует плюс отражает сознание современного человека
из России.
FUZZ: В чем, на
твой взгляд, причина пристального внимания к современной психоделической
музыке? OZRIC TENTACLES, MANDRAGORA, DISCO INFERNO стали любимцами многих.
Как получилось, что мы наблюдаем возвращение ушедшей эпохи?
БОРИС: Прошло 30 лет, и общемировая тенденция, о которой так
любит рассуждать Теренс Маккена, прододжает существовать. Поэтому всегда
существует среда, представители которой используют психоделики, а музыка
служит индикатором этих настроений. Все это, по теории того же Маккены,
отражает безостановочный рост планетарного сознания. Замечу, правда, что
любой катализатор хорош, пока не превращается в самоцель. Просто на Западе,
где жизнь более сконструирована, комфортна, есть возможность уйти во внутренние
миры, а здесь так называемая реальность бъет по голове каждого ежедневно.
Здесь правит водка.
FUZZ: К несчастью,
несколько миллионов наркоманов в России уже есть. Судя по надписи на афише,
еще одним источником и составной частью творчества группы является транс.
С чего началась ваша привязанность к тому, что является продуктом синтетических
технологий, которые ты не одобряешь?
БОРИС (с удивлением в голосе): А
пейотные песни, это разве не транс? Боюсь, что у нас путаница с терминами.
В контексте нашей музыки транс - это то, что присуще шаманам. Человеку
для перехода из одного состояния в другое нужен период для раскачки. Отсюда
и частые ритмичные повторы в музыке.
FUZZ: Каким образом
группе удается балансировать на грани глубинных переживаний и развлекательности?
БОРИС: Мы даем возможность окружающим повысить степень свободы.
Давая возможность людям танцевать, мы даем слушателю и другой слой. Тем,
кто занят чистой электроникой, все ясно в силу технологической отлаженности
жанра, а мы поставлены в иные условия. Наши друзья из Венгрии
KORAI
OROM (представители психоделической сцены -
М.Ш.) - наиболее близкая нам по стилистике группа из Европы
- все это делает живьем. У них на сцене по шесть барабанщиков. Мы себе
этого позволить не можем в силу бедности, и поэтому используем электронные
секвенции.
FUZZ: В 1993 году
на "Антропе" вышел ваш альбом "Запара", проскочивший незамеченным для большинства
публики, не считая образованной. Какого отношение европейского слушателя
к этой работе?
БОРИС: Ситуация полностью противоположная нашей. Меня постоянно
спрашивают: нельзя ли привезти пластинок побольше, а у меня осталась одна,
больше взять негде.Альбом появился в период массового отказа от винила,
остатки небольшого тиража растворились в коллекциях. Многие из тех, кто
был на наших концертах в Европе, восхищались качеством винила, саундом.
Многие советовали ни в коем случае не делать звук приближенным к англо-американскому.
Наверное, они как ценители нашли что-то близкое в этой полупрофессиональной
записи. Что касается носителей, то у многих людей, которых мне довелось
посетить в Европе, стоят огромные коллекции винила. Эта группа потребителей
с презрением поглядывает на CD. Если сейчас виниловая версия "Запары" стоит
в каталоге Delerium Records
от 15 до 20 фунтов, стало быть, есть и потребители.
FUZZ: Не получится
ли, что со временем влияние электроники у вас возрастет?
БОРИС: Надеюсь, что нет. У нас недостаток электроники связан
с отсутствием средств. А аренда инструментов тоже стоит недешево, да и
разобраться с чем-либо новым за несколько часов сложно (улыбается).
Опыт показывает, что зачастую и не надо. Может быть, мы по своей бедности
ухитряемся сделать то, что западные музыканты делают при помощи электроники.
При всей чреватости
такой путь дает свободу...
БОРИС: Я хотел бы подчеркнуть, что в группе ничего не происходит
намеренно. Например, появился великолепный инструменталист Игорь Каим с
адаптированным восточным банджо и акустической гитарой. Таких, как он,
здесь мало. Он пришел, поиграл с нами два года, а сейчас он занят собственным
проектом. Так же и с инструментами. Например, синтезатор, на котором я
сейчас играю, мне дали на время, потом его надо вернуть. Денег же на покупку
у меня нет. И выхода в нашей ситуации тоже нет. А мне очень хотелось бы
поработать с восточной скрипкой... (вздыхает).
FUZZ: Кто составляет
вашу аудиторию в России и Европе?
БОРИС: Очень трудно сказать что-либо конкретное, так как здесь
мы играем в Петербурге и Москве. Скорее всего, это посетители клубов. Широкий
слой интеллигенции, наиболее продвинутой. Не пошедшей в бизнес и не спившейся.
А на Западе - это студенты-гуманитарии, независимые тусовщики, которые
не являются интеллигентами, но обладают живым чувством. Замечу, что западная
публика более активная, более открытая. Слушатель же из бывших соцстран
- пришибленный, но более внимательный.
FUZZ: CD "Запара"
выпущен на лэйбле "Экзотика". Как складывались ваши отношения?
БОРИС: Заехав однажды в Москву, я передал им видеоклип и пластинку.
Андрей Борисов сразу же заинтересовался нами. Я никогда никого не ищу,
не прошу помочь - все идет само по себе. А тут было приятно встретить поддержку.
Я рад, что именно наш альбом стал дебютным. Вот только продавать его, боюсь,
будет сложно.
FUZZ: Какова причина
того, что все большее количество молодой, по хорошему продвинутой аудитории
уделяет внимание музыке нетрадиционного толка, в отличие от армии поклонников
рок-н-ролла, похожих скорее на недоносков. Достаточно посмотреть на публику,
посещающую концерты ряда "звездных" групп.
БОРИС: Мне кажется, это происходит от отсутствия свободы выбора.
Молодой человек, живущий, например, в Нарофоминске, вынужден принимать
то, что ему показывают по телевизору. И если до него, например, дойдет
альбом KORAI
OROM, то, быть может, он будет счастлив. На самом деле у нас
множество людей сидит по разным городам и регионам, не имея выхода никуда.
FUZZ: Слушая новый
альбом группы. "Тумзэ", я не смог идентифицировать язык, на котором поется
несколько песен. Это "рыба" или какой-либо более конкретный язык?
БОРИС (смеется): Язык, но скорее
птичий. Любая песня, на мой взгляд, после сотни прослушиваний становится
абсурдом или пошлостью. Я не являюсь поэтом, как "герои стадионов", и никогда
не хотел нести послание слушателям. Если в ходе работы появляется текст,
я его сразу записываю, а если нет - воспринимаю голос как еще один инструмент,
вводимый в общий контекст. Буддисты говорят в таком случае: "Он говорит
на языке других миров". В принципе, любой произносимый слог, буква - это
энергетическое воплощение, которое я использую.
(с иронией)FUZZ:
Не приведет ли это к падению интереса слушателей?
БОРИС: Мне наплевать, будет ли это препятствием для аудитории
или нет. Я считаю, что отсутствие слов дает большую свободу. В конце концов,
для наставлений есть учителя. Главное в этом деле для меня - спонтанность.
FUZZ: Оформление
альбомов имеет знаковый смысл, или это не более чем сугубо оформительская
деталь?
БОРИС: Это наскальное искусство Хакассии и Тувы, очень древнее
и неидентифицированное. Колесница указывает на слой культуры, который распространился
по всей степи: от Монголии и Тувы до Венгрии. В каком-то смысле это та
общность, которая началась в Индии и двинулась дальше. Я считаю, что мы
имеем право использовать эту символику. Может быть, после путешествий туда
и произошло изменение выразительных средств.
Журнал FUZZ, октябрь 1997