ОЛЕ ЛУКОЙЕ и их музыкальные «черезы».

Оле-оле-оле-оле!.. Клич, вероятно, фанатов названной группы.

Ну, и о чём же может спеть нам группа с таким «детским названием»? – Слышали мы и «маленьких принцев», и «мумми троллей»… – Но, видимо, в этот раз название оказалось весьма точно отражающим суть происходящего. – Датский тёзка-однофамилец наших героев занимался тем, что раскрывал свои зонтики и навевал спящим детям разной степени тяжести грёзы, тем же занимаются и участники группы, разве что, за вычетом из процесса зонтиков.

Технология навевания грёз достаточно простая: путём извлечения из своих инструментов звуков, создаётся нечто, которое принято называть в обиходе музыкой; затем путём восприятия этого нечто через органы слуха, дальнейшего пропускания этого через нервную систему, затрагивания этим некой полумифического органа, именуемого душой, музыканты привлекают внимание слушателей к себе, увлекают их за собой, ведут их к состоянию полного доверия к себе и, достигнув этого состояния, начинают сам, собственно говоря, этот процесс навевания…

Возможно, искушённые читатели увидят здесь схожесть с некие восточными духовными практиками. – Не стану их разочаровывать: они правы, не зря же бессменный лидер группы Борис Бардаш в одном из интервью признавался в симпатии к буддийскому мировоззрению. Идеальное состояние восприятия искусства на самом деле похоже на состояния транса, медитации – и музыку, подобную той, что исполняет ОЛЕ ЛУКОЙЕ, называют «трансовой», «медитативной». Кто-то сравнивает воздействие такой музыки на человеческую психику с воздействием наркотика, даже где-то в близи блуждает термин: «психоделика». Кто-то считает эту музыку излишне пассивной, музыкой для «спокойного», «расслабленного» восприятия – и ругает её за это, а кто-то, наоборот: именно за это её и ценит, и именно спокойствия, расслабления, как телесного, так и душевного, жаждет от этой музыки…

Не знаю как ты, мой дорогой читающий слушатель, я ж никогда не рассматривал для себя искусство в качестве способа обретения покоя. Нет, конечно в покое нет ничего предосудительного, но как конечная цель искусства?.. – гм, это что-то типа стрельбы из пушки по воробьям. Чтобы понять действительную ценность этой «трансовой», «медитативной» музыки попробуем разобраться подлинным значением терминов, по-моему понимаемых весьма и весьма превратно.

Слова эти никакие не восточные, а самые что ни на есть западные – латинские, и переводятся они: предлог (приставка) «транс» – не иначе как «через», а существительное «медитация» – как «размышление».

Да, если принять во внимание эти первоначальные значения слов, я пожалуй соглашусь с тем, что музыка ОЛЕ ЛУКОЙЕ, действительно, и «трансовая», и «медитативная». И соглашусь лишь в этом случае потому, что музыка эта не предлагает своему слушателю (в общепринятом, неправильном смысле) «медитировать», не призывает его уйти в (столь же неправильно понимаемый) «транс», а создаёт ему, слушателю, условия для «размышления» с целью познания себя самого, условия для перехода «через» границу обычного, повседневного восприятия мира, к восприятию мира более высокому.

Этот момент перехода «через», этот момент преодоления, это достижение иного уровня «размышлений» и есть высшая точка восприятия искусства, восприятия музыки, подобной той, что исполняет группа ОЛЕ ЛУКОЙЕ…

Впрочем, и история этой группы также представляет из себя ни что иное, как череду переходов, преодолений, достижений уровней иных.

Впервые её будущие создатели: Борис Бардаш и Андрей Лавриненко – встретились на творческой ниве в школьной группе ПРИШЕЛЬЦЫ (STRANGERS), которая несколько раз меняя названия, постепенно превратилась в знаменитый СЕЗОН ДОЖДЕЙ. Но вскоре Борис и Андрей создают новую группу и дают ей имя андерсеновского персонажа.

Вот вам и первое «через» в истории наших героев: от ПРИШЕЛЬЦЕВ, абсолютно абстрактных, к реальному сказочному пришельцу-волшебнику ОЛЕ ЛУКОЙЕ. «Медитативным порогом» здесь для них оказалась стилистика СЕЗОНА. Такую музыку называют «арт-рок». Принято считать, что она органичный синтез достижений классической и рок-музыки; однако при более внимательном рассмотрении она очень часто оказывается механической смесью «роковых» и «классических» штампов. Создателей же новой группы интересовали более глубинные законы, более архаичные традиции музыки и культуры. Они встали на путь не эстетствования, а познания, и музыка их – главный инструмент в этом познании и главный его результат.

И это музыкальное познание стало красной линией в истории группы, и её неизменно держались музыканты не смотря на многочисленные «черезы», сквозь которые пришлось пройти им за свою более чем 15-летнюю историю.

Вот, к примеру, один из таких «черезов»: основа музыки группы – электронная, но никогда не чуралась она инструментов акустических. Казалось бы, электроника со своими тембровыми, громкостными возможностями должна «забить» акустику сделать её неслышной, ненужной лишней. Но нет же, грамотное сочетание «живых» инструментов с «неживыми» вдыхает дополнительную жизнь в «синтетичное», в (извините!) «индустриальное» электронное звучание. (Как известно, если часть какой-то системы живая – то и всю систему можно считать живой; к примеру, планета Земля – живой объект.)

Вот «через» другой, наверное, один из самых важных: этничность музыки, её традиционность. Уже упоминались и интерес Бориса Бардаша к буддийской традиции, и стремление группы к музыкальной архаике, но изначально это реализовывалось в музыке лишь на уровне идеологии. С приходом же в группу народной певицы Татьяны «Свахи» Калмыковой «фольклорность» ОЛЕ ЛУКОЙЕ приняла более ощутимые формы. – Кроме мелодий русских народных песен, принесённых (а часто и лично по деревням собранных) «Свахой», в музыке зазвучали конкретные и индийские, и сибирские, и даже… латиноамериканские мотивы. Всего пять лет проработала Татьяна в ОЛЕ ЛУКОЙЕ, но существенным оказалось её влияние на музыку группы: этническая конкретность хоть и не стала (слава богу!) самоцелью, но стала выразительным средством более эффективным, стала музыкальной краской более яркой. И не случайно, видимо, жанр своего нынешнего творчества музыканты определяют как «нео-этника». (Впрочем и для «Свахи» годы в ОЛЕ ЛУКОЙЕ не прошли бесследно, и в её нынешнем репертуаре слышится наличие той самой «медитативно-трансовой» составляющей.)

А есть такие «черезы», которые у группы, может быть, впереди. – Скажем, её выступление часто сопровождается видеорядом, однако это пока выполняет иллюстративную, развлекательную функции и надо, наверное, пройти некую полосу, чтобы превратить его в самостоятельно, полноценно работающий художественный фактор… А вот ещё: сменился, к примеру, недавно почти полностью состав группы, и теперь в основе его, кроме Бориса Бардаша (клавишные, гитара), – Владимир Коновалов (электроконтрабас) и Сергей Зязин (перкуссия); то ли от новых музыкантов, то ли от чего другого, но появилась в их музыке вдруг какая-то свинговая капелька (а нечуждость группе классической музыки – особенно XX века – заметна и более ранних записях), и кто знает… – Но молчу, молчу! Поживём, увидим, тем более выход нового альбома «Куманейра» уже не за горами.

А вот «через», через который группе ни в коем случае проходить не стоит. – Это граница между музыкой элитарной, и музыкой «всенародной», музыкой «популярной», но похоже группа к «черезу» этому и не стремится. И потому публика её пусть не многочисленная, зато самая изысканная.

…Видимо, ошибался датский сказочник-классик, утверждая, будто оба зонтика, которые носил с собою его Оле Лукойе, были волшебными, и будто он, Оле Лукойе, волевым способом принимал решение, кто из детей будет видеть цветные сказочные сны, а кто не будет. Нет же, зонтик черный он носил исключительно, что бы укрываться от проливных датских дождей, а над всеми детьми раскрывал он зонтик цветной. Вот только дети «плохие», по причине отсутствия у них творческого начала, не могли этих снов увидеть, дети же «хорошие» наслаждались ими в полной мере. А был у волшебника ещё и брат-тёзка (существование которого обычно умалчивается в детских изданиях Андерсена, но именно в честь него группа приняла своё имя); он был воплощением смерти, он сажал достойных людей на лошадь впереди себя, недостойных – позади и рассказывал им (опять не соглашусь с писателем) одну и ту же историю, да только тем, кто сидел сзади, была эта история страшной, неприятной; те же, кто спереди, воспринимали её себе в удовольствие, себе в пользу…

Мне кажется, что в отношении слушателей нашего ОЛЕ ЛУКОЙЕ всё это также справедливо.

Автор: Вячеслав ДЕРЯГИН