ОЛЕ ЛУКОЙЕ: этнокосмотранс

ОЛЕ ЛУКОЙЕ известна как группа совершенно отдельная, из русских единственно космополитная и ультрасовременная. Колдовство их шаманской музыки и потрясающее видеодейство просто сметают. Они не звучат по радио (все их песни по 8-10 минут, с гипнотическими трансовыми повторами, а радиостандарт ограничен пятью минутами).

Они не дают – в России, в Европе это случалось, – концертов на стадионах (на этапе нового капитализма на стадионах доминирует коммерческая и гламурная «культура»). Но когда в продвинутых музыкальных магазинах Москвы или Питера спрашиваешь их последний альбом, то у продавца появляется живой блеск в глазах: «Вы слушаете такую музыку?» Когда название группы набираешь в интернете, то натыкаешься на отзывы поклонников: «Послушал – и обалдел: у нас есть такая музыка?!»

Их окружает такой же «заговор» узкого круга посвящённых, какой окружал начинающий АКВАРИУМ, заговор трепетной и тайной причастности к чему-то большему и истинно осмысленному. Если АКВАРИУМ сообщал о возможности «иного», то ЛУКОЙЕ творят и живут Иное непосредственно, поэтому их время ещё не пришло... но оно близится.

«Всё равно порвётся сеть...
Всё равно тебе лететь», –

звучат навигационные рекомендации первой песни нового альбома «Куманейра». Это о судьбе каждого человека на Земле. Это о состоянии каждого сознания, телесные и личностные сети которого всё равно однажды порвутся. Соответственно прямой магичности творчества осознанных творцов, это и о перспективах ЛУКОЙЕ: скоро она выйдет на русские стадионы. У людей вдруг снимутся с сознания плёнки культурного гламура, протрётся внутреннее зрение. Так, как это случилось в своё время с АКВАРИУМОМ, русские люди вдруг осознают: «Ну да, во мне же есть это высшее измерение... и оно – самое ценное, что есть во мне».

«Вольные воины, вольные воины...» – заклинает слушателей в их истинной самоидентификации вторая песня. Эта музыка сплавляет древний шаманизм и компьютерную виртуальность; поднимает земное сознание от корней, от дикарских барабанов, до свободного космического пространства и состояния вневременности.

Автор анонимен, невидим (на концерте нет шоумена или идеологического посыла). Просто звучит целая димензия, открывается простор полету души.

Звучание полифонично, перкуссия полиритмична. ЛУКОЙЕ звучит всей планетой: от европейских клавиш по африканские барабаны и австралийскую диджериду. Борис Бардаш /основатель группы и автор песен/ интегрировал современные рок-инструменты и множество этнических стилей. Мощная ритмическая основа состоит из электронных секвенций и живых инструментов: турецкой дарабуке не мешает африканская джамба, а с шаманским бубном уживается русская жалейка. Слышны отголоски центрально-азиатских мелодий, а традиционная музыка Индии настолько монолитно вплавлена в ткань песен, что присутствует почти лишь как принцип мантрического звучания. К икаро джунглевых шаманов Южной Америки /песни растений силы/ Борис «подключен» изначально. Название последнего альбома «Куманейра» и ритмическое пропевание этого заклинания тождественно манере индейских племён кокама или шипибо.

Путь к признанию

Борис Бардаш прикоснулся к разным шаману положенным таинствам. Родился в столице рока Петербурге, закончил факультет археологии и о предметах силы магических культов знает не со слов, вынимал их из земли собственными руками.

После многократных исследовательских поездок его творчество пропиталось магической вибрацией Тувы, Хакассии и Сибири. Поэзию запредельного зова сформировал аномальный магнетизм белых ночей Питера.

Поиграв в группе СЕЗОН ДОЖДЕЙ, в начале девяностых Борис ушел из нее и вместе с Андреем Лавриненко создал ОЛЕ ЛУКОЙЕ. Благодаря классической проблеме новаторства группа с трудом прокладывала себе путь в концертные залы, играла по авангардным клубам. В 1993 издала первый альбом «Запара», в России (несколько последующих вышло за границей). С приходом Сергея Радовского и Вадима Кузенкова, то есть с добавлением к музыке визуального элемента (видео-перформанс и компьютерная анимация), проект получил дополнительное измерение.

В середине девяностых группа впервые попала в Европу, в конце 90-х начала триумфальное шествие по передовым фестивалям: Хорватия, Словения, Австрия, Венгрия, Чехия, Германия, Франция, Дания, Швеция, Англия.

Характерные названия статей об ОЛ в русской прессе девяностых лет – «Свой среди чужих» /журнал «Фуз», 1997/, «Народное инородное творчество» /«Музыкальная газета», г. Минск, 1998/ – в последние годы сменились на более сущностные: «Расслабьтесь в своём сне» /журнал «ОМ», 2001/, «В Питере тоньше барьеры между мирами?» /газета «Вечерний Петербург», 2002/, «Вольные воины – состояние духа» /журнал «Фуз», 2006/.

Наследники русского фольклора

Западная пресса просто восхищалась и сравнивала ЛУКОЙЕ с известными Jorge Reyes, Dead Can Dance, Samkha, Banco de Gaya. Русская пресса трудно искала отражения их стиля на языке музыкальных терминов: «ультра-прогрессивные этнические ритмы», «психоделический этно-транс», «этно-ритуальный электронно-акустический транс-рок». Постепенно как основные определения прижились понятия «шаманские ритмы», «концерт как ритуал», «стиль этно-космо-транс» и даже «БИО- ХЭК».

«Борис Бардаш создал группу, музыкальное направление которой оказалось очень сложно определить, хотя музыка ее, без сомнения, – современная... В холодном северном Санкт-Петербурге ОЛЕ ЛУКОЙЕ приняли как некое чудо природы, существующее само по себе. Аудитория ОЛ не имеет никаких возрастных ограничений, в составе своем она неоднородна, даже парадоксальна. Одни считают ее отличной ритмической группой, под музыку которой можно прекрасно потанцевать. Другие – медитацией, просветляющей сознание, и посылом к путешествию за пределы обыденности и ограничений», – пишет сервер newsmusic.ru в 2006 году.

При всей своей экзотичности и футуристичности ОЛЕ ЛУКОЙЕ в текстах опирается, как ни неожиданно, на русский фольклор (в русской культуре шаманское наследие закодировано прежде всего в волшебных сказках). На позицию наблюдателя, кристалльно чистого Иванушки-дурачка, лишенного интереса к потреблению, но открытого чудесности. На «русский дух».

«Занесло нашу лодочку в Индию», – стилем русской народной песни сообщает одна из ранних композиций. А также в Сибирь, Африку, Америку и Австралию. Целостность невозможна без интеграции частей. Невозможно опираться на «чисто русский дух», – русский дух не национален, а космичен. Ядро русского духа универсально, иначе это был бы никакой не дух, а архаичное хобби.

И сами ЛУКОЙЕ странствуют в шаманских путешествиях по мирам, в которых прилетает мять пшеницу жар-птица, растут молодильные яблочки, удалец идет «туда, не знаю куда» и ищет то, «не зная что». Изъездили с гастролями Англию, страну пиктограмм /в русском фольклоре возникновение кругов в полях связывается с огненным объектом в небе – «жар-птицей»/. В Венгрии отыграли концерт в зоне полного солнечного затмения. В Чехии проводили ритуалы на местах кельтских святилищ /Завист у Збраслави/ и прыгали со скал в воду «хрустальной каменоломни» Большая Америка у Бероуна.

Творили и творят в странном мире, в котором все спят.

Пригубили из священной чаши Грааля божественного нектара из молодильных яблочек...

Живут в сказке, которая сильнее согласованной реальности. Знают, что всё не случайно. Живут по законам иного измерения, измерения вечности.


Уважаемые интеллектуалы! Идите на концерт (18 мая в «Palác Akropolis»), прорубите в голове «окно в Европу», провентилируйте хлам.

Кроме старого россиянства культурно эрудированных восковых фигур, начинает формироваться новый образ бесстрашного Иванушки, «беспечного русского бродяги», доверчиво открывающегося мирам. Этот Иванушка идет в хождения за три моря (вслед за Гребенщиковым в Тибет и Индию), учится технологиям сознания у бабы-яги (живет в ашраме у Сай-бабы), созерцает сверкающие вершины гор и бесконечный океан джунглей, медитирует и очищает свое сознание.

Пока Иванушки считают, что они в меньшинстве, и молчат, молчат с коллегами на работе и с женами дома. Но завтра все волшебно перевернется, и назревшая подспудно реальность предъявит себя как норму. Уважаемые эрудиты, не упустите момент, будьте в авангарде!

Дорогие романтичные девы! Идите на концерт. Прервите сон спящей царевны под попсовые песенки про «коктейль в номер двадцать два». Новые уже дела на дворе. Сейчас модно интересоваться передовыми технологиями и стремиться понять таинственную природу бытия. Или ее почувствовать. На этом чувствовании выстроится ваш новый юный женский имидж – владелицы электронного адреса «тринити12345@», любительницы киберлитературы или путешественницы в шаманскую дичь. Компьютерного ангела, а не русской матрёны, тяжеловесно копирующей парижанок позапрошлого века.

Россияне способны воспринять тонкие высшие вибрации массово, в восьмидесятые-девяностые так было с Гребенщиковым, а в шестидесятые с дебатами «физиков и лириков» – ведь это было на стадионах!!

Впервые после Цоя появляется кто-то, кто выглядит не совсем по-русски и творит совсем не по-русски.

Удивительно – и закономерно, – что в стране, массовое сознание которой находится в пелёнках, находится кто-то, кто мыслит и чувствует на острие передовой калифорнийской устремлённости, «био-хакингом» вскрывает латентно дремлющие слои осознания и сплавляет их с рациональным вниманием, полной памятью и новой системой ценностей. Собственно, для России такая ситуация – не новинка: революцию 1917 года осуществила горсточка марксистов, развитие мировой науки конца 20 века предопределила горсточка русских физиков, а на передовые поиски человечества в 21 веке повлияли Циолковский, Тарковский, Стругацкие...

У нас есть единый реальный новатор, притом блистательный профессионал, мастер монументального звучания и подчиняющего шоу. Борис Бардаш единственный из русских несет новую димензию. Создает кристаллический транс, а не пробные ментальные поползновения либо эмоциональные парадоксы. Проводит этнокосмомессы.

Из русских рядов восстали «биохакеры», которые вскрывают продвинутое сознание наряду с братьями Ваховскими, Яном Коуненом или творцами «Кватси».

***

Это было в джунглях глухой североперуанской провинции Кондорканки. Умберто, шаману индейского племени агваруна, его племянник, побывавший в городе, дал послушать приборчик МП3 с современными перуанскими хитами, но тот сразу же вынул наушники из ушей и помассажировал голову, освобождаясь от мусорного шума. Я предложила: «А моя музыка?» и подала ему наушники моего МП3 с записью ЛУКОЙЕ. Он заслушался надолго... Когда снял наушники, произнёс: «С этой музыкой можно летать. Жаль, я не понимаю слов».


Ольга ЦИЛЬВИКОВСКАЯ
Информационно-аналитическая газета «Чехия Сегодня», 11 мая 2008